Вывод неизвестной из формулы: самый простой алгоритм
Способов
выведения неизвестной из формулы много, но как показывает опыт работы – все они
малоэффективны. Причина: 1. До 90% учащихся выпускных классов не умеют
правильно выразить неизвестное. Те же, кто умеют это делать – выполняют
громоздкие преобразования. 2. Физики, математики, химики – люди, которые
говорят на разных языках, объясняя методы переноса параметров через знак
равенства (предлагают правила треугольника, креста и др.) В статье рассмотрен простой алгоритм,
позволяющий в один прием, без многократного переписывания
выражения сделать вывод искомой формулы. Его можно мысленно сравнить с раздеванием человека (справа от равенства) в шкаф (слева): нельзя снять
рубашку, не снимая пальто или: то, что первым одевают, последним снимают.
Алгоритм:
1.
Записать формулу и разобрать прямой порядок выполняемых действий,
последовательность вычислений: 1) возведение в степень, 2) умножение –
деление, 3) вычитание – сложение.
2.
Записать: (неизвестное) = (переписать
обратную часть равенства) (одежда в шкафу (слева от равенства) осталась на месте).
3. Правило преобразования формул: последовательность переноса параметров через
знак равенства определяется обратной последовательностью вычислений. Найти в
выражении последнее действие и перенести его через знак равенства первым. Поэтапно, находя последнее
действие в выражении, перенести сюда из другой части равенства (одежду с человека)
все известные величины. В обратной части равенства выполняются обратные
действия (если брюки снимают - «минус», то в шкаф укладывают - «плюс»).
Пример: hv = hc/λm + mυ2/2
Выразить
частоту v:
Порядок
действий: 1. v
= переписываем правую часть hc/λm + mυ2/2
2.
Разделим на h
Итог:
v = (
hc/λm + mυ2/2) / h
Выразить
υm:
Порядок
действий: 1. υm
= переписать левую часть (hv);
2. Последовательно переносим сюда с обратным знаком: ( - hc/λm); (*2); (1/m);
(√ или степень 1/2).
Почему
сначала переносится ( - hc/λm) ? Это последнее действие в правой части
выражения. Поскольку вся правая часть умножается на (m/2),
то и вся левая часть делится на данный множитель: поэтому ставятся скобки.
Первое действие в правой части – возведение в квадрат, переносится в левую
часть последним.
Эту
элементарную математику с порядком действий при вычислениях каждый ученик
отлично знает. Поэтому все учащиеся довольно легко, без многократного переписывания выражения,
сразу выводят формулу для вычисления неизвестного.
Итог: υ = ((hv - hc/λm) *2/m)0.5` (или
пишут квадратный корень вместо степени 0,5)
Выразить
λm:
Порядок
действий: 1. λm
= переписать левую часть (hv);
2.Вычесть (mυ2/2);
3. Разделить на (hc);
4. Возвести в степень (-1) (Математики обычно меняют
числитель и знаменатель искомого выражения.)
Итог: λm = hc / (hv – mυ2/2)
Удобнее последовательность математических действий изучать в математике, вместе с обратным порядком действий. Еще лучше, если математики начнут выводить неизвестную из
выражения, используя не буквы, а цифры:
5*3 – 4:2 = 6*3 – 5 → 6 = (5*3 – 4:2 +5):3; 2 = [(6*3 – 5 – 5*3):(-4)]-1
Отсутствие
данной темы в планах математиков – провал в знаниях у большинства учеников по
физике, химии...
Комментариев нет:
Отправить комментарий